О способах соединения стекла в витраже

     Археологические находки говорят нам о том, что первым материалом, используемым для обрамления стекла была глина – найденные при раскопках глиняные сосуды с включенными в дно прозрачными стеклянными камешками – далекие предшественники витражей, датируются первым тысячелетием до нашей эры.

Фрагмент картины Карло Боссоли "Бахчисарай" 1857 г.

Фрагмент картины Карло Боссоли «Бахчисарай» 1857 г.

    В самых ранних витражах кусочки стекла скреплялись вяжущим составом на основе глины и гипса (среднеазиатское название «ганч», на Кавказе этот же состав называется «гажа»). Оконные решетки с цветными стеклами (панджара) на ганчевом растворе сохранились в мемориальном комплексе Шахи — Зинда (Самарканд).

Интерьер ханского дворца в Бахчисарае

Интерьер ханского дворца в Бахчисарае

Это порядка двух десятков мавзолеев самаркандской знати, которые возводились рядом, иногда даже пристраиваясь друг к другу начиная с  XI века. Самые молодые постройки датируются XV веком.

   Так же для рам использовалось дерево и камень. В качестве примера интересны витражи в деревянных рамах Бахчисарайского ханского дворца. 

    В выдающемся памятнике истории и культуры Азербайджана — дворце Шекинских ханов, построенном в XVIII веке, целые проемы заполнены съемными решетчатыми деревянными рамами с цветными витражами-шебеке.

Витражи-шебеке, дворец Шекинских ханов, XVIII век

Витражи-шебеке, дворец Шекинских ханов, XVIII век


Предположительно в Х—XI веке в Европе появляется технология крепления стекол в свинцовую оправу. Свинец достаточно податливый для деформации металл, к тому же легко паяется. С изобретением свинцовой пайки был сделан огромный шаг вперед, и разноцветные окна становятся обязательным атрибутом Европейских храмов. Со временем усложняется их рисунок, на смену простым конструкциям, основная функция которых — закрыть оконный проем, приходят сложные сюжетные картины.

Фрагмент витража в Сент-Шапель, Париж

Фрагмент витража в Сент-Шапель, Париж

Роспись дополняет возможности пайки, витражное искусство достигает невиданного расцвета. По этой технологии, используя металлический профиль, или протяжку, скрепляют стеклянные детали с XI века по настоящее время. Изогнутый по рисунку профиль со вставленными с обоих сторон стеклянными деталями подпаивается в местах стыков. Кроме традиционной свинцовой Н-образной протяжки в настоящее время используют так же латунную, медную, нейзильберовую и т.д.

    Однако, с приходом в витражное искусство Луиса Комфорта Тиффани  оно получило новый виток. Родившийся 18 февраля 1848 году в семье Чарльза Льюиса Тиффани, основателя и владельца знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани и К», он рос во внимании, получил хорошее воспитание и блестящее художественное образование. Он обучался живописи у Джорджа Иннесса, Сэмуэля Колмена, Леона Байли, его работы в 1876 году участвовали во Всемирной выставке, проводившейся в Филадельфии, а примерно с 1880-х годов увлекся дизайном стекла.

Louis Comfort Tiffany (1848-1933)

Louis Comfort Tiffany (1848-1933)

    Существующие на тот момент цветные художественные стекла не удовлетворяли его весьма изысканный вкус, и Луис Комфорт Тиффани много экспериментировал. На приобретенной им стекольной фабрике создавались и стекла с эффектом драпировки, или «складчатое» стекло, получаемое путем деформации еще мягкой стекольной пластины, и иризирующие стекла – переливающиеся всеми цветами радуги благодаря тончайшему металлическому слою, наносимому на еще не охлажденное стекло, и опалесцентные стекла, над которыми он работал совместно с Джоном Ла Фаржем. Количество же оттенков витражного стекла, которое производилось на его предприятии достигало 5 тысяч !
    Но главное изобретение его жизни – новый способ соединения стекол в витраже. Вместо металлического профиля (протяжки)  Луис Комфорт Тиффани начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивались к торцу витражных деталей с помощью пчелиного воска и затем пропаивались между собой оловом. Этот способ давал более тонкий шов на витраже и позволял использовать в работе более мелкие и более сложные по форме детали.
    Технология получила имя своего изобретателя. Она не просто прижилась среди мастеров-витражистов. Она считается лучшей, поскольку является более простой и вместе с тем дает больше возможностей по сравнению с классической на протяжке. И не случайно подавляющее число витражей делается именно в технологии, разработанной Тиффани.

Один комментарий на «О способах соединения стекла в витраже»

  1. Георгий Сергеевич говорит:

    Что такое витраж в современной трактовке? Это понятие включает в себя достаточно широкий спектр всевозможных способов декоративной отделки поверхностей таких материалов, как стекло, зеркало или пластик. Но правильно называть витражом сборку композиции из вырезанных деталей и соединение всех элементов в единое целое при помощи латунного припоя, по старой технологии, то есть то, что делается вручную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *