Роспись по стеклу. Французский витраж

Витраж в соборе L'église Saint-Germain-l'Auxerrois, Франция, Париж

Витраж в соборе L’église Saint-Germain-l’Auxerrois, Франция, Париж

При необходимости еще более тонкой детализации витража и добавления светотени еще с Х века мастера витражного дела использовали технику росписи по стеклу, которую еще называют «французским витражом». Выполнялась она с помощью состава, называемого шварцлот – очень темно-коричневой, почти черной краски, которая закреплялась на стекле при помощи обжига. Поверхность стекла практически лишена пор, поэтому никакая обычная краска не удерживается на стекле. В состав шварцлота входили в качестве красителей оксиды железа и меди, а так же измельченное легкоплавкое стекло на основе соединений свинца, которое и обеспечивало надежное соединение красящего состава со стеклом при обжиге. Такой состав, подплавляясь, спекался с основным стеклом и прочно закреплялся на его поверхности.

Фрагмент витража. Музей средневековья, Франция, Париж

Фрагмент витража. Музей средневековья, Франция, Париж

Для приготовления краски шварцлот компоненты растирались в мелкую пыль, смешивались и в получившийся состав добавлялась жидкость — вода, вино или растительное масло. В таком виде шварцлот уже наносился на стеклянные детали витража, которые после высыхания на них краски отправлялись в печку, и только после обжига из них можно было осуществлять сборку.

Фрагмент витража. Музей средневековья, Франция, Париж

Фрагмент витража. Музей средневековья, Франция, Париж

Сейчас этой техникой, несмотря на ее сложность и дороговизну, продолжают пользоваться. Правда, необходимости смешивать состав по старинном рецепту уже нет – появились современные краски, причем не только черные, позволяющие получать стойкий рисунок на стекле, причем с разным диапазоном температур обжиг. Появились так же полимерные краски, позволяющие обходиться совсем без обжига, но они не держатся на стекле так же прочно, как краски, закрепляемые обжигом.

4 комментария на «Роспись по стеклу. Французский витраж»

  1. Vladimir говорит:

    Непонятно все-таки — почему назван «французским»?

    • admin говорит:

      Прижилось как-то это название, мелькает постоянно. Думаю, из-за того, что подобные витражи — своего рода визитная карточка Франции, они прекрасны, они есть там в каждом соборе, некоторые из них сохранились с ХII века, знаменитый Нотр-Дам де Пари, переживший немало, сохранил витражи XIII века… Надеюсь, сделаю и выложу фильм по Франции, где будет немножко истории, немножко искусствоведения, и много красивых витражей.

  2. kibborg говорит:

    На мой взгляд очень красиво!

  3. Екатерина К. говорит:

    Спасибо большое. Я как раз хотела попробовать рисовать по стеклу. А так я художник от слова «худо».

Добавить комментарий для kibborg Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *