Пескоструйная обработка стекла

Многоуровневая пескоструйная обработка стекла. Работа художника по стеклу Черновой Евгении

Многоуровневая пескоструйная обработка стекла. Работа художника по стеклу Черновой Евгении

Рассказывая о витражах, невозможно было бы умолчать о таком виде декорирования стекла, как матирование. Матирование – это снижение прозрачности за счет обработки верхнего слоя стекла таким образом, что поверхность теряет гладкость и становится мелко-шероховатой. С появлением шероховатости стекло меняет свои оптические свойства – оно уже не позволяет видеть то, что находится за ним, а так же изменяется цвет поверхности – она приобретает белесый оттенок. Получить матовую поверхность можно разными способами. Рассмотрим пожалуй одну из самых замечательных технологий матирования поверхности стекла – технологию пескоструйной обработки, или бластинг. Заключается она в том, что струя сжатого воздуха с сухим песком под большим давлением выбрасывается на поверхность стекла. Частицы песка бьют по поверхности, оставляя на ней следы от ударов, а воздух удаляет песок вместе с выбитыми микроскопическими осколками стекла. Варьируя давление воздуха и размеры частиц песка (зернистость) можно получать как шершавую, так и почти гладкую, шелковистую на ощупь матовую поверхность.

Пескоструйный витраж

Многоуровневая пескоструйная обработка стекла. Работа художника по стеклу Черновой Евгении

Интересна история возникновения этой технологии. Автор ее Бенджамин Чу Тилгман (Benjamin Chew Tilghman , 1821-1901), американец английского происхождения, генерал, военный изобретатель. Некоторую часть своей жизни по делам службы он провел в пустыне, где и подсмотрел явление, легшее в основу его замечательного открытия. Он заметил, что песок, поднимаемый ветром и бьющий в оконное стекло, царапает его, и поверхность такого стекла, имеющая следы многочисленных ударов песчинок, значительно отличается от поверхности, которая была защищена ставнями. Вернувшись в Штаты в 1870 году Бенджамин Чу Тилгман запатентовал пескоструйный аппарат, принцип действия которого был основан на его наблюдении, и вскоре начал коммерческую деятельность, используя свое изобретение. Последняя из основанных им компаний, «Wheelabrator Tilghman», успешно работает и в настоящее время.

Многоуровневая пескоструйная обработка стекла. Работа художника по стеклу Черновой Евгении

У Бенджамина Чу Тилгмана были и другие патенты – производство стальной дроби, рашпиль, дробемет, но история помнит его именно в связи с изобретением метода пескоструйной обработки. Со временем вместо песка стали использовать другие абразивные материалы, такие, например, как сухой лед, появилась «мокрая» пескоструйка, но неизменен остался сам принцип работы аппарата.

Данный способ обработка стекла позволяет не только просто сделать поверхность однородно матовой. Нанеся защитную пленку с вырезанным рисунком, мы получим узор, составленный из матовых и гладких участков.

Многоуровневая пескоструйная обработка стекла. Работа художника по стеклу Черновой Евгении

Изысканно смотрится пескоструйный рисунок на зеркале, однако, нужно иметь в виду, что если предполагается обработка с лицевой стороны зеркала, то для этого метода пригоден не каждый эскиз. Отражение нанесенного рисунка в зеркале может испортить самую хорошую художественную задумку. Обратите внимание, как на фотографии слева нашему восприятию мешает отражение лица принцессы в зеркале. Когда же мы смотрим на бабочку на фотографии справа, ее отражение в зеркальном слое несколько смазывает общую картину, но это не не так критично, как на фотографии с принцессой.

Пескоструйный рисунок на лицевой поверхности зеркала

Типичная ошибка — пескоструйный рисунок на лицевой поверхности зеркала

Пескоструйная обработка лицевой стороны зеркала

Пескоструйная обработка лицевой стороны зеркала

Если же обработка идет со стороны амальгамы – получится рисунок с хорошей четкостью. Длительная обработка с использованием защитной пленки придаст рисунку выпуклость — это так называемая технология многоуровневой пескоструйной обработки, или другое название — глубокий пескоструй.

Пескоструйная обработка зеркала со стороны амальгамы. Торцевая подсветка придает выразительности рисунку.

Пескоструйная обработка зеркала со стороны амальгамы. Торцевая подсветка придает выразительности рисунку.

Если же применить этот метод с изнаночной стороны – получим выпуклое барельефное изображение в толще стекла. Для дополнительного художественного эффекта некоторые области могут быть дополнительно обработаны стеклоэмалью для выглаживания поверхности и придания ей прозрачности, или рисунок, наоборот, может быть доведен гравировкой. Подсветка с торца добавит выразительности такому изделию. Чем большей толщины стекло берется для обработки, тем больший слой можно вынуть таким образом и тем более рельефный и сложный рисунок мы можем сделать, используя эту технологию.

3 комментария: Пескоструйная обработка стекла

  1. Vladimir говорит:

    А в каких случаях лучше использовать пескоструйку, а в каких фьюзинг, в каких тиффани(имеется ввиду для каких декоров)? Есть ли какие-либо предпочтения? Или зависит только от вкуса декоратора? Т.е. от условия внешних воздействий не имеют значения? (дождь, холод, солнце, ветер, пыль и т.п.)

  2. Прокопенко Макс говорит:

    Пескоструйная обработка стекла в виде рисунка выглядит оригинально, добавляет красоты и индивидуальности каждому интерьеру.

  3. Фаина В. говорит:

    Кроме пескоструйной обработки и химического травления есть еще способы механической обработки поверхности стекла. Это гравировка, гранение и шлифование, где поверхностный слой стекла снимается воздействием абразивного материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *