Что такое витраж, или разбираем терминологическую путаницу

В самой первой статье хотелось бы начать разговор о предмете, которому посвящен сайт, с вопроса терминологии – что же такое витраж. Вопрос важен, потому что само понятие сильно размылось. Кто-то по незнанию называет витражом стекло с фактурным рисунком на поверхности, кто-то – обычное оконное стекло, задекорированное полупрозрачной пленкой, содержащей рисунок. То же название может иметь и аппликация на стекле, и рисунок красками, причем вовсе не обязательно имитирующий настоящий наборный витраж.

Витражи в L'église Saint-Germain-l'Auxerrois, Париж

Витражи в соборе L’église Saint-Germain-l’Auxerrois, Париж

Строители же в это понятие вкладывают совсем иное значение – для них это «обширное остекление фасада крупноразмерными стеклами, закрепленными в металлических рамах» (Строительный словарь). А если мы зададим вопрос Яндексу, он зачем-то предложит нам нечто для наращивания ногтей, не имеющее никакого отношения к делу, однако именуемое тем же названием!
Обратимся к словарям. Искать у Даля, Ожегова и Ушакова – бесполезно, слово-то не наше, не русское. Однако, для очистки совести можем и посмотреть. Как видим, в словаре Даля от 1882 года интересующего нас слова нет, есть только слово «витрина», произошедшее, кстати, от того же корня.

витраж в словаре Даля отсутствует

Слово «витраж» в словаре Даля отсутствует

А вот в словаре иностранных слов под редакцией И.В Лехина и проф.Ф.Н.Петрова издательства 1950 года появляется буквально несколько слов на интересующую нас тему: «цветные стекла в окнах, дверях, ширмах и т.п.» Более позднего года издания Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло) — орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере». А справочник «История и теория культуры», 1998 г. О.Богородской и Т. Котловой сообщает нам о том, что интересующий нас предмет « … от лат. – стекло – орнамент или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из кусков стекла или другого материала, пропускающего свет. Витражи являются произведениями декоративного искусства.»

Витражи в часовне Сент-Шапель (Sainte Chapelle), Париж

Витражи в часовне Сент-Шапель (Sainte Chapelle), Париж

Однако, в Россию слово пришло достаточно поздно, как и само искусство создания наборных композиций из цветного стекла. Поэтому обратимся к мировой истории. Простейшие изделия из стекла существовали в Древнем Египте со II тыс. до н. э., в Древнем Риме – с I в. н. э. В Х – ХII веках в романских храмах Франции и Германии появляются оконные витражи. Наибольшее распространение конструкций их стекла в оконных проемах происходит в период строительства готических соборов в ХIII – ХV веках, где они становятся своеобразным обязательным атрибутом, отличительным признаком. Значительно обогащается цветовой набор стекол, усложняются сюжеты, совершенствуется мастерство художников, выполняющих роспись стекла.

Витражи в соборе св.Германа Осерского

Витражи в соборе св.Германа Осерского (L’église Saint-Germain-l’Auxerrois), Париж

Развитие витражного искусства шло по линии превращения его из элемента декора внутренних помещений соборов в часть интерьера жилых и общественных зданий.»
Итак, как мы видим, несмотря на такое широкое использование термина в разных областях, наиболее корректно было бы называть витражом именно составную наборную картину, или композицию, составленную из отдельных кусков стекла, или деталей. Деталей из стекла разных цветов. Скрепленных каким-то образом между собой. А вот каким образом скрепляется стекло в витражах, давайте разберемся дальше.

2 комментария на «Что такое витраж, или разбираем терминологическую путаницу»

  1. Алексей Перегудов говорит:

    Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

  2. Алексей Протасов говорит:

    Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *