В самой первой статье хотелось бы начать разговор о предмете, которому посвящен сайт, с вопроса терминологии – что же такое витраж. Вопрос важен, потому что само понятие сильно размылось. Кто-то по незнанию называет витражом стекло с фактурным рисунком на поверхности, кто-то – обычное оконное стекло, задекорированное полупрозрачной пленкой, содержащей рисунок. То же название может иметь и аппликация на стекле, и рисунок красками, причем вовсе не обязательно имитирующий настоящий наборный витраж.
Строители же в это понятие вкладывают совсем иное значение – для них это «обширное остекление фасада крупноразмерными стеклами, закрепленными в металлических рамах» (Строительный словарь). А если мы зададим вопрос Яндексу, он зачем-то предложит нам нечто для наращивания ногтей, не имеющее никакого отношения к делу, однако именуемое тем же названием!
Обратимся к словарям. Искать у Даля, Ожегова и Ушакова – бесполезно, слово-то не наше, не русское. Однако, для очистки совести можем и посмотреть. Как видим, в словаре Даля от 1882 года интересующего нас слова нет, есть только слово «витрина», произошедшее, кстати, от того же корня.
Однако, в Россию слово пришло достаточно поздно, как и само искусство создания наборных композиций из цветного стекла. Поэтому обратимся к мировой истории. Простейшие изделия из стекла существовали в Древнем Египте со II тыс. до н. э., в Древнем Риме – с I в. н. э. В Х – ХII веках в романских храмах Франции и Германии появляются оконные витражи. Наибольшее распространение конструкций их стекла в оконных проемах происходит в период строительства готических соборов в ХIII – ХV веках, где они становятся своеобразным обязательным атрибутом, отличительным признаком. Значительно обогащается цветовой набор стекол, усложняются сюжеты, совершенствуется мастерство художников, выполняющих роспись стекла.
Развитие витражного искусства шло по линии превращения его из элемента декора внутренних помещений соборов в часть интерьера жилых и общественных зданий.»
Итак, как мы видим, несмотря на такое широкое использование термина в разных областях, наиболее корректно было бы называть витражом именно составную наборную картину, или композицию, составленную из отдельных кусков стекла, или деталей. Деталей из стекла разных цветов. Скрепленных каким-то образом между собой. А вот каким образом скрепляется стекло в витражах, давайте разберемся дальше.
Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.
Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.