Раз уж мы начали говорить о материалах, применяемых при производстве витражей, имеет смысл рассказать в первую очередь о витражных стеклах. Как показывает наша практика, очень часто приходится освещать этот вопрос в процессе предварительного обсуждения заказа с нашими клиентами. И поскольку эта тема часто является для заказчика новой, его решение не всегда получается «вызревшим». Поэтому, надеемся, что наш рассказ о том, какие бывают витражные стекла, окажется кому-то полезен.
Для витражей используются в основном стекла с заявленной толщиной 3 мм. Реальная их толщина колеблется в пределах 2.7-3.2 мм. Стекла с фактурной поверхностью могут достигать толщины 3,5 — 4 мм. Есть и более толстые витражные стекла, но подавляющее большинство имеют толщину 3 — 3.5 мм. Выпуск их осуществляют несколько производителей. Это Spectrum Glass (Спектрум), Armstrong (Армстронг), Uroboros (Уроборос), Wissmach (Виссмах), Ifaglass (Ифагласс), Kokomo (Кокомо), Youghiogheny (Якагени), Bullseye (Булзай), Chinaglass (Чинагласс), Krosno (Кросно).
Среди цветных художественных витражных стекол особую группу составляют стекла для фьюзинга, то есть предназначенные для спекания. Их можно использовать как обычные витражные стекла для Тиффани и классических витражей, просто они несколько дороже обычных витражных стекол. При этом другие стекла, то есть не предназначенные для фьюзинга спекать не рекомендуется. Причина — различающихся коэффициенты температурного расширения СОЕ (подробнее о технологических особенностях и секретах фьюзинга мы напишем позже).
С практической точки зрения стекла, используемые для изготовления витражей можно разделить на прозрачные, то есть пропускающие свет, и глухие – максимально свет задерживающие. Прозрачные стекла ярких оттенков окрашивают проходящий через витраж свет и дают эффект разноцветных солнечных зайчиков. Есть серединные варианты между ними – с разводами, чередующие глухие и прозрачные зоны, полупрозрачные, опаловые. Прозрачные, в свою очередь, независимо от окрашивания можно разделить по оптическим свойствам. Ровные поверхности стекла позволяют видеть без искажения то, что находится за ними. Стекла с неровной поверхностью, сохраняя светопропускание, искажают изображение. Через стекло с фактурной поверхностью мы видим находящиеся вблизи предметы в виде цветового пятна, на расстоянии можем вообще не различать то, что находится за таким стеклом. Такой эффект может быть больше или меньше выражен и зависит от фактуры поверхности. Пожалуй, это основные сведения, которые полезно знать заказчику, чтобы определиться, какие же виды стекол должны быть использованы в производстве витражей для конкретного интерьера.
Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.