Итак, в предыдущих статьях мы прошлись по основным технологиям, применяемым в витражном деле, а теперь хотелось бы осветить один сугубо практический вопрос, который практически всегда встает перед заказчиком: а почему именно витраж Тиффани, а не классический и не ложный стоит заказать?
Кроме того, что есть много аргументов в пользу технологии Тиффани, наверное, не стоит лукавить и честно признаться – нашему небольшому коллективу эта технология нравится больше, чем другие, причем нравится обоснованно. Среди нас есть мастера, прекрасно делающие и классический витраж, и пленочный, однако все мы независимо друг от друга пришли к одному и тому же выводу и считаем ее лучшей. Почему? Во-первых, Тиффани позволяет сделать более сложную детализацию, чем классическая технология витражей, поскольку в классической сам металлический шов, разграничивающий детали (Н-образная протяжка), толще. То есть более тонкий шов, занимая собой меньше места, оставляет больше пространства для стекла и дает возможность составить рисунок из более мелких деталей. Во-вторых, технология Тиффани по сравнению с классической позволяет включить в рисунок детали и линии более сложной конфигурации. Ведь выполнить замысловатую линию с большим количеством резких изгибов и мелких радиусов с помощью фольги проще, чем выгнуть ее на металлической Н-образной протяжке. Более того, выбирая медную ленту разной толщины, мы можем получать нужную нам толщину шва для витража, и таким образом дополнить наш рисунок определенными акцентами. Ложный же витраж, позволяя выполнять сложные линии различной толщины, проигрывает перед Тиффани в другом – в нем не видны те чудесные переливы цветного стекла, которыми оно так богато. В-третьих, благодаря используемой медной фольге, технология Тиффани позволяет легко сочетать в себе стекла различающейся толщины, стекла, имеющие неровную фактурную поверхность, а так же вставлять фьюзинговые и фацетные элементы и кабашоны.
В-четвертых, многие поклонники витража Тиффани среди его преимуществ выделяют так называемый «ручной шов», который дает небольшие колебания толщины, выпуклости, содержит волнистости, пузырьки, другие неровности — то есть те признаки, по которым очевидно, что изделие сделано вручную, а не вышло из-под автомата. Существует даже специальная техника напаивания поверхности, при которой получаются волны от быстрого застывания металла, которые тем более интересны, чем более причудливыми и непохожими друг на друга выходят из-под руки мастера.
А с помощью рисованного или пленочного сопосба или фьюзинга можно получить изогнутый, сложной поверхности, витраж? Например в виде волны?
Неплоский витраж можно выполнить двумя способами: с помощью техники, которая называется малирование (часто пишется как молирование и моллирование — единства в вопросе написания нет) — это технология придания стеклу нужной формы при температурном воздействии, по аналогии с фьюзингом, и второй способ — при помощи технологии Тиффани, за что ее и любят.
Т.е. стекло просто изгибается при нагреве, при мол-мал-молл…ании? Разве при этом нет сложности в обработке больших конструкций? Например, неравномерность охлаждения, или сложности совмещения краев (кстати, а как будет выглядеть замкнутая поверхность в этих вариантах?).