Стекло – универсальный материал для творчества. И в этой статье хотелось бы рассказать о технологии, которая абсолютно не похожа на те способы создания витражей, о которых мы говорили ранее, но прекрасно вписывается в витражное дело. Она дает дополнительные возможности для изготовления витражей, поскольку позволяет качественно обогатить рисунок. Эта технология называется фьюзинг – от английского fuse – спекание.
Чтобы получить композицию с помощью фьюзинга мы собираем задуманный рисунок из деталек, вырезанных из стекла. Собираем на базовом стекле — как на листе бумаги для рисунка или аппликации. Чтобы наша композиция не разлетелась, пока несем до печки, прихватываем парафиновым или силикатным клеем. Особенно остро чувствуется полезность клея, когда пользуемся стеклянными чипсами, гранулами, крошкой мелких фракций и порошками.
Аккуратно помещаем в печь наше творение, выдерживаем, соблюдая все технологические предписания, нужное время при нужной температуре и можем наслаждаться полученным результатом. В зависимости от температурного режима наша композиция может расплыться до почти что ровного листа, потеряв четкость рисунка, а может сохранить форму всех своих составляющих, когда они будут лишь «прихвачены» друг к другу и слегка подплавлены острые выступающие углы.
Благодаря такой технологии мы можем получить очень мелкий, наполненный крошечными деталями рисунок для витража, который невозможно сделать в других технологиях. И поэтому неудивительно, что многие витражники так любят включать элементы, полученные путем фьюзинга в классические витражи и витражи Тиффани.
Но хотелось бы рассказать еще и о том, насколько широки возможности технологии фьюзинга. Для достижения нужного нам эффекта мы можем варьировать положение базового стекла. Базовое стекло, помещенное внизу нашей композиции может быть любым – как бесцветным, так и цветным, оно может быть прозрачным или глухим. Помещенное сверху базовое стекло, расплавившись, «зальет» находящиеся внизу детали, заплавив их внутри себя, образовав сверху гладкую блестящую поверхность. В этом случае оно, конечно же, должно быть прозрачным.
Технология фьюзинга позволяет использовать не только стеклянные детали. Прекрасно может смотреться, например, композиция из асбестовой ткани, заплавленная между двумя слоями стекла. Замечательным материалом для декорирования является и проволока из цветных металлов, важно только, чтобы в процессе спекания она не вытекла, поэтому для таких целей подходят металлы с температурой плавления не ниже 800 градусов. Но и это еще не все возможности фьюзинга.
Поместив между слоями соду мы получим пузыри в стекле. Необычно смотрится декорирование кристаллами, например, обычной поваренной соли, так же помещенными между слоями. А многие специалисты, занимающиеся фьюзингом, любят обойтись и без базового стекла, получая необыкновенной красоты ажурные фьюзинговые изделия.
Если изделие сложное, то, порой, оно отправляется в печку несколько раз, и заключительная температурная обработка делается на форме-матрице, которая задает нашему стеклянному изделию нужную форму. Правда, это уже другая технология, которая называется моллирование (встречается так же написание с одним «л» и через «а»), но об этой технологии — как-нибудь в другой раз.